вторник, 15 марта 2016 г.

Потомок Льва Толстого и Станиславского

Потомок Льва Толстого и Станиславского о любви к Баку, карабахских скакунах и фильме о беженцах - ФОТО 14.03.2016 16:36

Герой рубрики «Личности»  - потомок  великих творческих людей – Константина Сергеевича Станиславского и Льва Николаевича Толстого.
Максим Мардухаев - режиссер, сценарист, продюсер, автор  многочисленных, уникальных по содержанию документальных и художественных фильмов, имеет также и бакинские корни.  Возможно, этим и объясняется то глубокое и душевное восприятие проблемы азербайджанского народа, его неугасаемой боли.  Примечательно и то, насколько чувствителен  мой собеседник к красоте и богатству природы Азербайджана. Для меня наша беседа стала удивительным исследованием природы человеческих судеб и характеров, эмоционального состояния души  и внутреннего мира.  Представляю вашему вниманию эксклюзивное интервью с Максимом Мардухаевым для JA Lifestyle Journal.
- Максим, расскажите немного о себе…
- Я родился в Москве в 1960 году, в Советском Союзе - стране, которой больше нет. Отец мой бакинец - горский еврей, а мама из русских аристократов - внучка Станиславского и правнучка Льва Николаевича Толстого. Пастух встретился с принцессой, такое могло случиться только в СССР. В 1973 году я уехал из Москвы, после того как моя мама, уроженка  Франции, получила разрешение на возвращение в Париж. Здесь я уже окончил школу и лицей, и вскоре стал заниматься любимым делом – снимать документальное  кино. Первым делом, вернувшись в Союз, стал снимать фильмы, чего никто до меня не делал, то есть о повседневной жизни в Советском Союзе. Это было сложно, потому что не разрешали, отнимали пленки, сажали, но каким-то образом у меня получалось. В дальнейшем я так и продолжил заниматься документальным кино, отсняв также несколько короткометражных художественных фильмов, а впоследствии создав агентство, занимался и продюсированием. Некоторые фильмы обрели известность.  Был такой молодой питерский режиссер Алексей  Балабанов - к сожалению, Алексей очень рано погиб. Одной из самых известных его картин был фильм «Брат», затем он снял «Брат-2». Самый же первый его фильм продюсировала моя кинокомпания Orient Express Films.

Всегда стремился к возвращению к своим корням. Снимал в Азербайджане и в 1989 году, и в 1991-ом. Сделал один фильм, продолжение которого отснял недавно. Фильм о судьбе, жизни и быте людей, вынужденных бежать из Карабаха и жить в вагонах в течение многих лет. Я жил с ними в этих вагонах и снял такой этнологический, я бы сказал, фильм. А сейчас, спустя пятнадцать лет, решил снять продолжение. Мне нравится, по мере возможности, возвращаться к историям, отснятым мною ранее. Также я сделал единственный фильм, который можно было снять в Кремле. Фильм не исторический, скорее о жизни Кремля, людях, работающих там. Пятнадцать лет спустя вернулся и снял продолжение фильма, получившего 4-е место по рейтингу документальных фильмов во Франции. Его смотрела многомиллионная публика.

- Как вам удалось организовать съемки в Кремле?
- Первый фильм в Кремле мне удалось снять во время некоего «бардака», в период перехода власти от Горбачева к Ельцину. Мне удалось договориться с часовщиком в Кремле, подарив ему зажигалку «Зиппо». Таким образом, я прошел внутрь. А так как картина получилась ни отрицательной, ни положительной, люди, оставшиеся работать в Кремле и запомнившие фильм, после многочисленных запросов на съемки от CNN, BBC и т.д., разрешили мне снять продолжение.

- А где родина Максима Мардухаева?
- Моя Родина там, где вкусно пахнет, там, где живут друзья, там, где моя любовь. Как бы пафосно это ни звучало, я не могу себя привязывать к определенному месту. Я прекрасно себя чувствую в Баку, в Москве, замечательно чувствую себя в Нью-Йорке и очень люблю Монмартр в Париже. Да, могу сказать: моя родина - Монмартр.
- Насколько родство со столь известными личностями повлияло на вашу жизнь?
-  Моя фамилия Мардухаев, фамилия отца.  Старинная фамилия, происходящая от последнего царя Вавилона Мардука, которого очень любили. И, несмотря на прямое родство, моя фамилия не Станиславский и не Толстой. Константин Сергеевич – человек, изменивший в корне метод игры актеров, благодаря которому создан актерский Голливуд и самые большие актерские школы.  У каждого уважающего себя голливудского актера на тумбочке лежит книга Станиславского «An Actor’s Work». Его книга - не только главный учебник для актера, это еще и глубокая философия. Если читать Станиславского, то там очень многое рассказано о душе, о внутреннем движении человека. Он настолько глубоко копнул, что его даже многие гуру использовали в своих практиках… главное, он  сказал, что его работа не заканчивает ничего, это только начало и каждому следует ее продолжать. Я создал компанию под названием «Компания имени Станиславского», занимающаяся продюсированием всех видов искусства и музыки. Как родство со Станиславским отразилось на мне?  Я решил идти по его стопам, стал изучать его и до сих пор учусь. Что касается Толстого, то он продолжает жить во мне как гениальный философ, писатель. Недавно по всему миру прошла уникальная акция - тысяча триста человек во всем мире 60 часов нон-стоп прочитали отрывки из «Войны и мира». И в России, и в США читали  прямые потомки Толстого, премьер-министр Медведев и даже космонавты - в космосе.  Так что я горжусь всеми тремя фамилиями.

- Знаю, что буквально на днях вы закончили съемки второго фильма о вынужденных переселенцах Азербайджана, жителях Карабаха. Расскажите, пожалуйста, об этом фильме.
- Меня интересуют люди. Фильм о вынужденных переселенцах из Карабаха еще раз показал, что вне зависимости от того, как обустроились люди спустя много лет, они все равно хотят вернуться на родные земли. Такова судьба этих людей, вынужденных оставить свои дома, землю, кладбища. Первый фильм был о быте, о том, как они выживали, приходили в себя. Сегодня им помогает государство, практически всем им выдали жилье. То, что сделал Азербайджан для своих беженцев за такое короткое время, не сделало никакое другое государство. Но им нужно вернуться на свои земли. Я закончил съемки второй части, которую  снимал год. Первоначально у меня не было в планах снимать «вторую серию» фильма. Но, как и говорил, люблю возвращаться к событиям, объектам, людям, особенно в случае с беженцами, переселенцами, образ жизни которых со временем естественным образом  меняется.  В первой части люди жили в вагонах, неподалеку от границы с Ираном, в Имишли. Фильм назывался «В конце путей», потому что они жили на конечных участках железнодорожных путей, в заброшенных жестяных товарных вагонах. Вторая часть называется «Незабытый очаг». В съемках мне помогал Госкомитет по работе с беженцами и вынужденными переселенцами, никогда не проверявший меня и не требующий ничего. Сегодня я, наконец, показал им фильм, и они были весьма растроганы… Третья серия  будет называться «Возвращение». Я очень надеюсь, что судьба позволит мне снять этот фильм.
- Поделитесь планами на будущее. Какой следующий проект, над которым вы мечтаете поработать?
- Это будет рассказ о нерушимой дружбе и любви мальчика, коня и цветка.
Хары-Бюльбюль, цветок невиданной красоты, формой напоминающий соловья и который цветет только в Шуше, в горах Карабаха, - только лишь на одном холме и только 22 дня в году... Срывать его нельзя, им можно только любоваться. Испокон веков люди знают:  Хары-бюльбюль расскажет о любви, а еще он - муза и вдохновитель исполнителей великого мугама – одного из символов азербайджанского народа.
Карабах - это великолепные горы, вода, чистейший воздух и… карабахские скакуны. Карабахские скакуны не только национальная гордость азербайджанского народа, но и богатство страны, - так же, как шелк, нефть, каспийский осетр.
Когда началась эта страшная война, конюхи чудом успели увести скакунов. В мою недавнюю поездку под Физули, рядом с Горадизом, мне довелось снимать на конном заводе, где разводят  карабахских скакунов. Это хрупкие лошади удивительной красоты! Они оттуда, родом из Карабаха, и  этим лошадям нет жизни без рек родных, нужны им эти горы, воздух и майский аромат цветка Хары-бюльбюль.

Война... История маленького мальчика и смертельно раненой лошади, чудом родившей жеребенка в дороге. Мальчик стал большим наездником, мечтающим о победах своего скакуна. А конь хочет к себе, на Родину. Не буду рассказывать вам всю историю, скажу только, что фильм, который я мечтаю снять, будет о коне, цветке, мальчике и любви…
C французской стороны уже проявила интерес крупная кинокомпания, директором которой является один из представителей Disney Film – France.  Мне очень хотелось бы  встретиться с азербайджанской стороной, чтобы подробно рассказать о проекте.
Беседовала: Джемма Искендер
Фото: архив М. Мардухаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий