Снятие
международных санкций с Ирана и реализация Азербайджаном новой
экономической политики, нацеленной на снижение негативного воздействия
глобального кризиса, создали принципиально новые условия для развития
сотрудничества между двумя странами. Сложилась довольно благоприятная
ситуация для того, чтобы вывести азербайджано-иранские связи на
качественно новый уровень. Именно в этом ключе преимущественно и следует
рассматривать состоявшийся 23 февраля официальный визит президента
Азербайджана в Иран.
В рамках
визита прошли встречи Ильхама Алиева с верховным лидером Исламской
Республики Сейедом Али Хаменеи, президентом Хасаном Рухани и членами
иранского правительства. Стороны обсудили вопросы двустороннего и
многостороннего сотрудничества в различных сферах, а также региональной и
мировой повестки. По итогам переговоров подписаны 11 документов о
развитии связей в области транспорта, совместного использования
энергоресурсов Каспия, финансов, здравоохранения, таможенного
регулирования, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях.
Баку и Тегеран на новом пути
Судя по
заявлениям президентов для печати, итогами встреч стороны остались
довольны. "Это наша пятая встреча за минувшие два с половиной года.
Очень отрадно, что каждая наша встреча служит дальнейшему развитию
отношений между двумя странами", - подчеркнул Хасан Рухани.
"Наши
отношения построены на этом прочном фундаменте, и сегодня
иранско-азербайджанские связи поднялись на уровень стратегического
сотрудничества", - заявил в свою очередь Ильхам Алиев.
При этом
не случайно, что среди широкого спектра обсужденных вопросов и
подписанных документов главы государств уделили особое внимание вопросам
реализации международного транспортного проекта "Север - Юг".
Тегеран и
Баку фактически вывели данный проект на финишную прямую, подписав
рамочное соглашение "О соединении железных дорог Азербайджана и Ирана" и
договор "О строительстве железнодорожного моста над рекой Астара на
азербайджано-иранской государственной границе". Согласно планам сторон,
строительство моста через Астару, а значит, и соединение железных дорог
планируется завершить к концу текущего года. И уже с начала 2017 года
можно будет приступить к транзитным перевозкам из Ирана в Россию и далее
в Европу.
Иранские
договоренности довольно удачно вписываются в планы официального Баку,
который в связи с резким падением цен на нефть раньше намеченного
приступил к реализации своей постнефтяной экономической политики. В этом
контексте Азербайджан, в первую очередь, заинтересован в использовании
своего транзитного потенциала как в рамках исторического Шелкового пути,
так и по маршруту Север - Юг. В связи с этим еще в декабре 2015 года
президент Ильхам Алиев распорядился ускорить работы по строительству
азербайджанского участка коридора в Иран.
Для Ирана
же, только что освободившегося от санкций, это также новая и большая
возможность выхода на российский и европейский рынки. Да и транзитную
прибыль проект сулит Тегерану немалую. Достаточно вспомнить, что
ежегодный грузопоток между Европой и Индией достигает 25 млн. тонн,
которые сегодня переправляются морским путем. Правда, на начальном этапе
по новому маршруту планируется транспортировать лишь 6 млн. тонн грузов
в год, но в последующем эти объемы будут доведены до 15-20 млн. тонн.
Новый
коридор позволит в разы сократить время в пути, а, соответственно, и
расходы владельцев грузов. Еще за месяц до подписания
азербайджано-иранских договоренностей посол Индии в Азербайджане Санджай
Рана в интервью агентству Report заявил о заинтересованности своей
страны в транспортировке грузов по маршруту Север - Юг. "Сейчас для
отправки грузов в Азербайджан по морю нам требуются 40 дней. Азербайджан
имеет важное местоположение на международном транспортном коридоре
Север - Юг. По этому коридору мы могли бы транспортировать грузы в
Россию и Европу через Азербайджан", - сказал посол.
Девальвация армянского маршрута
Реализация
проекта "Север - Юг", который соединит континенты, будет иметь и
политические последствия для нашего региона. Известно, что оккупация 20%
территорий Азербайджана соседней Арменией является не последним
фактором, который официальный Баку берет за основу при принятии решений.
Азербайджан не скрывает, что будет блокировать участие Армении в
региональных проектах, пока не устранена оккупация.
В этом
плане показательна обеспокоенность армянских СМИ и экспертного
сообщества азербайджано-иранскими договоренностями. В частности, сайт
lragir акцентировал внимание на заявлении президента Хасана Рухани, что к
концу 2016 года Иран и Азербайджан объединят железные дороги.
"Заявление Рухани может "девальвировать" армяно-иранскую железную
дорогу. Если Азербайджан объединит свои железные дороги с Ираном, то
после пуска в эксплуатацию дороги Карс - Ахалкалаки - Баку поезда из
Ирана смогут добираться до Черного моря. Тогда оценивающаяся в $3,2
млрд. армяно-иранская железная дорога может утерять для Тегерана смысл,
если таковой и был", - говорится в статье.
Схожего
мнения придерживается и директор армянского аналитического центра "Модус
вивенди" Ара Папян. По его словам, ввиду войны в Сирии и нестабильной
ситуации в Турции самыми предпочтительными сухопутными направлениями для
выхода Ирана в Европу являются Армения и Азербайджан. Однако в случае с
Арменией, по словам Папяна, речь идет о дорогостоящем и долгом
строительстве железной дороги через Зангезур, что делает армянское
направление гораздо менее привлекательным. "Говорят, хотя все понимают,
что это нереально, - речь идет о строительстве туннеля длиной более 100
км, мостов более 20 км и официально объявленных 3,2 млрд., которые в
действительности будут удвоены, а строительство займет 7 лет. Это при
том, что строительство железной дороги Иран - Азербайджан практически
завершено. По официальным данным за январь, оно завершено на 84%. Так
что дорога будет очень быстро достроена, и если уже будет задействована
железная дорога Иран - Азербайджан - Грузия, Армения будет изолирована",
- подчеркивает аналитик.
Тем
временем министр энергетики Армении Ерванд Захарян фактически оправдал
эти опасения своих соотечественников. В ходе правительственного часа в
парламенте министр не смог ответить на вопросы депутатов относительно
судьбы проекта строительства железной дороги Иран - Армения.
Новые возможности
Конечно,
оживление проекта "Север - Юг" - не единственное совместное намерение
Ирана и Азербайджана, и, как видно из структуры подписанных документов,
страны планируют наращивать сотрудничество в самых разных сферах
экономики.
Примечательно,
что Баку и Тегеран, до недавнего времени оспаривающие принадлежность
некоторых углеводородных залежей на Каспии, договорились также о
совместном освоении нефтегазовых ресурсов в море. Конечно, Иран и до
этого вкладывал инвестиции в азербайджанские месторождения. Показателен
пример участия иранской NIOC в проекте разработки месторождения
"Шахдениз" практически с самого начала. Но, судя по заявлениям
президентов для печати, теперь и это сотрудничество выводится на новый
уровень. "Был также обсужден вопрос совместной разработки нефтегазовых
месторождений в Каспийском море, и ожидаются хорошие результаты", -
заметил в этой связи президент Ильхам Алиев.
Уже в
рамках визита были подписаны два меморандума взаимопонимания между
SOCAR, с одной стороны, и Национальной нефтяной компанией Ирана и
инвестиционной компанией "Гадир" - с другой, которые и призваны
определить конкретные направления и проекты дальнейшего сотрудничества.
Баку и
Тегеран признают, что нынешние объемы товарооборота далеко не
соответствуют имеющемуся потенциалу. По данным Госкомтаможни
Азербайджана, внешнеторговый оборот с Ираном в минувшем году не превысил
$120 млн., 80% которых приходятся на долю импорта из Исламской
Республики. Однако, судя по всему, стороны намерены использовать
открывшиеся возможности для исправления этой ситуации. "В Азербайджане
еще более высокими темпами продолжаются широкомасштабные экономические
реформы для снижения влияния наблюдаемых в глобальной экономике
негативных тенденций и сохранения тенденций динамичного развития. В
настоящее время идет работа над программами широкомасштабных инвестиций и
приватизации, улучшается бизнес-среда как для местных, так и
иностранных бизнесменов. Считаем, что это создаст новые возможности и
для работы иранских бизнесменов в Азербайджане", - заявил президент
Ильхам Алиев в интервью Государственной телерадиокомпании Ирана накануне
своего визита в Тегеран.
А в
заявлении для прессы в Тегеране глава азербайджанского государства
обратил внимание на серьезные возможности для взаимного инвестирования,
которые открываются перед странами в свете проводимых ими больших
экономических реформ и улучшения бизнес-среды.
Отметим,
что инвестиции Ирана в экономику Азербайджана оцениваются в $760 млн.,
145 млн. из которых направлены в ненефтяной сектор. На прошедшем в конце
минувшего года десятом заседании азербайджано-иранской
межправительственной комиссии принято решение о стимулировании участия
иранских инвесторов в создании химико-индустриального парка в
Сумгайыте.
В ходе же
своего визита в Тегеран президент И.Алиев указал также на "прекрасные
возможности для будущей деятельности и в финансовом, банковском,
страховом, туристическом, фармацевтическом секторах".
Хасан
Рухани в свою очередь привлек внимание к возможностям совместной
деятельности в свободных торгово-экономических зонах Араз, Энзели и
Маку. Конечно, скорому взаимодействию сторон в этом направлении могут
помешать неурегулированные отношения Азербайджана с Арменией. Ведь
последняя тоже может извлечь выгоду от деятельности этих зон на
территории Ирана, что не соответствует интересам Азербайджана. Однако
исключать данный вопрос из двусторонней повестки Баку и Тегеран также не
спешат.
Не
последнее место стороны уделяют развитию туризма между Азербайджаном и
Ираном. Символично, что визит Ильхама Алиева в Тегеран пришелся на канун
праздника Новруз, когда в Баку съезжается внушительное число туристов
из соседней страны. Каждый год в Азербайджане гостят порядка 200-250
тыс. туристов из Ирана. Не говоря уже о том, что ежегодно Иран посещают
около 1 млн. азербайджанских граждан. Но стороны уверены, что это далеко
не предел и возможностей увеличить туристический обмен много.
"В рамках
обмена мнениями об упрощении взаимных поездок наших граждан мы провели
обстоятельную беседу об увеличении взаимных поездок морским
транспортом", - добавил ко всему сказанному президент Ирана.
Стабилизирующий фактор
Активизация
двусторонних азербайджано-иранских связей имеет важное значение и для
многосторонних форматов сотрудничества в регионе. Наряду с проектом
"Север - Юг", который позволит соединить транспортные артерии Ирана,
Азербайджана, России и Грузии, азербайджано-иранские договоренности в
области энергетики, например, в будущем должны вылиться в создание
единых энергосистем Азербайджана, Ирана и России, с одной стороны, и
Азербайджана, Ирана и Грузии - с другой.
"В
области энергетики проводится замечательная работа и имеются прекрасные
перспективы. Сотрудничество в этой области не ограничивается лишь
ирано-азербайджанским сотрудничеством. К этому проекту могут
присоединиться и соседние страны, и тогда это превратится в прекрасный
транснациональный, региональный проект", - подчеркнул в этой связи
президент Азербайджана.
В целом
стороны сочли важным развитие трехстороннего сотрудничества с другими
странами региона. Как пояснил президент Рухани, речь идет о форматах
Иран -
Туркменистан - Азербайджан, Иран - Азербайджан - Россия, Иран -
Азербайджан - Грузия и Иран - Азербайджан - Турция. Более того, как
добавил президент Ильхам Алиев, стороны намерены расширять географию
этих форматов.
Таким
образом, Баку и Тегеран демонстрируют решимость в задействовании всего
имеющегося потенциала для наращивания двустороннего и многостороннего
сотрудничества. Стороны намерены воспользоваться сложившейся
благоприятной ситуацией, чтобы найти новые формулы дальнейшего
взаимодействия и закрепить за собой стабилизирующую роль в регионе.
Визит
также продемонстрировал приверженность Баку своей многовекторной
внешнеполитической доктрине. И подписание с Ираном документов об
ускорении проекта "Север - Юг" без оглядки на Запад стало еще одним
проявлением этой политики. Ровно так же, как и однозначный отказ Баку в
свое время участвовать в антииранской кампании и, более того,
предоставить свои территории для возможного военного давления на
Тегеран.
Комментариев нет:
Отправить комментарий